Skip to content

Редактор шаблонов СХД Storage Editor

Реализованный в ПО РСК БазИС СХД редактор шаблонов СХД Storage Editor предоставляет пользователям данного ПО быстрый и упрощенный способ создания статических (распределенных) СХД на основе т. н. шаблонов СХД, storage presets. Редактор Storage Editor реализован в виде веб-интерфейса, доступного по адресу https://cluster_head_domain/module/sod.

Представляемая в редакторе Storage Editor в виде графического шаблона, абстрактная структура СХД составляется из примитивных объектов двух общих категорий: - физических (т. е. объекты типа "узел хранения/группа узлов хранения", "диск/группа дисков" и т. п.); - виртуальных (т. е. объекты типа "программный RAID-массив", "сервис ФС" и т. п.), а также логических объектов типа QDSL-фильтр, с помощью которых осуществляется выбор из произвольных наборов объектов любого типа.

Редактор шаблонов СХД позволяет с помощью принципов визуального программирования выбирать все необходимые для создания СХД объекты, настраивать и соединять их в порядке следования логических зависимостей между выбранными объектами.

Все объекты графически обозначаются в редакторе Storage Editor прямоугольными блоками с цветовой и символьной маркировкой типа объекта. Параметры объекта задаются пользователем с помощью выбора опций, либо перечисленных внутри самого блока, либо появляющихся в списке выпадающего меню при активации блока. С левой стороны блока1 располагается символьное обозначение логического входа (или входов) с указанием, объекты какого типа могут быть связаны с данным входом. Аналогично, с правой стороны блока2 располагается символьное обозначение логического выхода (или выходов) с указанием типа данного объекта. Связи между объектами обозначаются на шаблоне СХД линиями, соединяющими логический выход одного объекта с логическим входом другого объекта. Один объект может быть соединен с произвольным числом других объектов. Допускается не использовать какой-либо вход или выход объекта для соединения с другими объектами, но не допускается соединение между собой входа и выхода одного и того же объекта.

Предпочтительный порядок расположения всех объектов на графическом шаблоне СХД состоит в таком их размещении, чтобы происходило как можно меньшее количество пересечений линий связей между объектами. Этого, как правило, можно достичь, если размещать объекты на шаблоне СХД по правилу "ресурсы слева, потребители справа", то есть если для каждого объекта все его ресурсы, т. е. те объекты, от которых он зависит, располагались бы от него слева, а все его потребители, т. е. объекты, которые в свою очередь зависят от данного объекта, располагались бы от него справа. При этом семантическое значение отношения "зависимости" определяется типом соединяемых объектов.

К начальным или базовым ресурсам (т.е. к тем объектам, у которых нет ресурсов) относятся объекты "все доступные диски", Available disks, и "все доступные узлы", Available nodes. При помощи объекта типа "фильтр", QDSL filter, можно выбрать диски или узлы для дальнейшего использования в объектах типа "группа дисков", Disk pool, "группа узлов", Node pool или "группа клиентов", Client pool.

Объекты типа "группа узлов" используются в дальнейшем для распределения объектов типа "сервис", NFS/Lustre/DAOS server, на узлы СХД. Объекты типа "группа дисков" используются как ресурс для создания объектов типа "рейд", RAID, или как ресурс для объектов типа "сервиса DAOS", DAOS server_. Объекты типа "рейд" является ресурсом для объектов типа "сервис Lustre", Lustre server, и "сервис NFS", NFS server.

Объекты типа "сервис" и "группа узлов" являются ресурсами для объектов типа "кластер", NFS/Lustre/DAOS cluster, на основе которых и создается окончательно объект типа "СХД", Storage.

Опционально можно сконфигурировать объекты типа "группа клиентов", используя в качестве ресурсов объекты типа "СХД" и "фильтр". В этом случае выбранные узлы, входящие в группу клиентов подключатся к созданным экземплярам СХД.

Объект типа "СХД" и дерево его ресурсов может быть представлено на шаблоне СХД в нескольких экземплярах и иметь при этом разные типы. В таком случае при запуске процесса создания будут собрано несколько экземпляров СХД разных типов.

Общая схема конфигурации СХД типа NFS и Lustre с помощью шаблона выглядят следующим образом:

Пример шаблона для СХД NFS

NFS Preset Overview

Общая схема конфигурации СХД типа DAOS с помощью шаблона выглядят следующим образом:

Пример шаблона для СХД DAOS на удаленных дисках

NFS Preset Overview


  1. кроме блоков "все доступные диски", "все доступные узлы", "виртуальный IP" 

  2. кроме блоков "группа клиентов"